Проект ресоциализации: актуальные проблемы от «обнуления» до «побега»

Разработанная АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации» программа ресоциализации и социальной адаптации осужденных, основанная на нашем многолетнем опыте работы, позволила достигнуть определенных результатов в этой сфере и выявить недостатки. Более того, мы смогли определить перспективы развития данной программы, которая может стать эффективной основой для создания службы пробации, отсутствующей на текущий момент в России.

За последние 7 лет АНО «ЦРА» помогла более 21000 бывшим осужденным по всей России по различным направлениям нашей деятельности (организация питания, временного проживания, обеспечение одеждой, квалифицированной юридической и психологической помощью, трудоустройство и т.п.).

За эти годы мы получили навыки применения различных методов и вариантов ресоциализации и пришли к выводу, что наиболее эффективным из них является метод, закрепленный в статье 80 УК РФ – уголовное наказание в виде принудительных работ. Поскольку замена неотбытой части наказания иным видом наказания (например, исправительными работами или освобождением условно досрочно), не позволяет в полной степени вернуть человека в общество в качестве его законопослушного гражданина. Человек в итоге оказывается брошенным на произвол судьбы и оказывается никому не нужным.

Это связано, прежде всего, с отсутствием должного контроля за осужденным, в связи с чем повышается риск рецидива с его стороны. А принудительные работы наоборот, позволяют обеспечить должный контроль в период отбывания наказания, а равно ресоциализации. Это самый лучший способ профилактики рецидивной преступности.

Поэтому с опорой на наш опыт, в программе АНО «ЦРА» мы выделили два периода ресоциализации: пенитенциарный и постпенитенциарный периоды работы с личностью осужденного.

Пенитенциарный период ресоциализации

Пенитенциарный период ресоциализации начинается с момента попадания человека в исправительные учреждения.

И в данном случае начинается работа по программе ресоциализации АНО «ЦРА» во взаимодействии с УФСИН России по Республике Татарстан, Уполномоченным по правам человека в РТ, Общественной палатой РТ и ОНК РТ, которая заключается в следующем.

1. Получение обращений граждан по вопросам условий содержания, замены наказания более мягким видом наказания, дачи разъяснений действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (в 2020 году было рассмотрено более 160 обращений).

2. Проведение приемов родственников следственно-арестованных граждан или осужденных (в 2020 году проведено более 57 приемов и принято около 500 человек).

3. По итогам изучения поступающих обращений, в том числе в рамках приема граждан, подготавливаются списки осужденных, которые будут приглашены на личный прием с представителями ОНК РТ в рамках утвержденного графика посещения исправительных учреждений.

4. Личный прием осужденных в исправительных учреждениях происходит на основании документов, характеризующих каждого осужденного, претендующего на замену неотбытой части наказания на принудительные работы (в данном случае изучается положительная характеристика, трудоустройство в исправительном учреждении, отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка, отсутствие алко- и наркозависимости, состояние здоровья, динамика погашения осужденным причиненного ущерба, алиментов и иных долгов). На практике осужденные заранее готовят документы в суд на замену наказания.

5. По итогам личного приема осужденных АНО «ЦРА» при взаимодействии с ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Татарстан уточняет количество свободных мест в исправительном центре № 1 г. Казани (единственном исправительном центре в Татарстане) и направляет в суд гарантийное письмо о поддержке осужденных, прошедших отбор к принудительным работам.

6. После замены осужденному неотбытой части наказания принудительными работами он прибывает в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по РТ, где ему предоставляется 5 дней отпуска, в период которого он проходит медицинский осмотр и получает медицинское заключение об отсутствии/наличии заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой деятельности. Однако, по нашему мнению, данный медицинский осмотр осужденный может пройти и в самой исправительной колонии, что позволит своевременно выявить медицинские противопоказания, препятствующие отбыванию наказания в виде принудительных работ (например, в Казанский исправительный центр № 1 зачастую поступали осужденные, имеющие психические заболевания, страдающие наркоманией, алкоголизмом, имеющие инвалидность).

7. Следующий этап работы по программе ресоциализации АНО «ЦРА» продолжается во взаимодействии с ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по РТ и при поддержке ряда индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели получают документы на каждого осужденного к принудительным работам, официально трудоустраивают их, заводит личное дело, разъясняет осужденному правила и условия труда.

8. Трудоустроенным осужденным обеспечивается ежедневный трансфер к месту работы и обратно, предоставляется бесплатное горячее питание, одежда, организованы услуги прачечной и досуг (например, возможность посещать спортивный зал), помощь в составлении различных документов и заявлений в суды на условно-досрочное освобождение в случае хорошего поведения и положительной характеристики за добросовестный труд.

Каждую субботу в стенах Исправительного центра безвозмездно мы проводим юридические консультации. Параллельно ведутся приемы психолога, который дает официальное заключение по итогам исследования личности (в 2020 году проведено 70 подобных приемов).

Каждую среду осужденные Исправительного центра могут поговорить с представителем ДУМ РТ, а каждое воскресение — с представителем РПЦ.

АНО ЦРА при поддержке Учебно-курсового комбината ОАО «ТАТСТРОЙ» обучает осужденных ИЦ-1 востребованным и высокооплачиваемым строительным профессиям, в настоящее время завершили обучение 10 человек.

Целевые показатели работы в пенитенциарный период на примере ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по РТ

Как итог реализации такой работы: сегодня обеспечены работой 140 осужденных с месячным фондом заработной платы более 2 миллионов рублей (а за весь период трудовую ресоциализацию прошло более 230 осужденных). Ежемесячные выплаты страховых взносов и НДФЛ, удержаний по алиментам, коммунальным услугам и иным долгам составляют более 1 миллиона рублей. И в настоящее время мы готовы обеспечить работой более 1000 лиц из числа осужденных, можем их официально трудоустроить.

Например, за 2019-2020 годы в общей сложности по трудоустроенным осужденным было произведено:

начисление заработной платы в общей сумме 16 994 409 рублей;

выплата НДФЛ – 2 208 755 рублей;

отчисление взносов в ПФР, ФСС и ФОМС – 5 120 206 рублей.

А самое главное, что существует реальная экономия для бюджета. Даже из наших 140 осужденных государство потратило бы в минимальном случае более 2,1 миллионов рублей в месяц, а в год – 25 миллионов рублей. Почему?

Не будем приводить данные потери государства в результате нерационального использования труда осужденных в целом по стране. Это не в нашей компетенции и не наш уровень. Но это очевидно.

Поэтому сегодня важно расширять географию исправительных центров для лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ и, соответственно, развивать их потенциал (в том числе принудительных работы как альтернативы лишению свободы).

Считаем целесообразным открытие исправительных центров (в т.ч. их участков при исправительных учреждениях) в крупных городах. К примеру, если бы в г. Казани было 2 исправительных центра с лимитом наполнения 500 человек каждый, мы смогли бы всех их трудоустроить. И это пример только одного региона РФ.

Положительные стороны принудительных работ

Какие положительные моменты можно выявить при применении принудительных работ?

1) Широкое использование принудительных работ позволит компенсировать дефицит трудовых ресурсов в стране.

2) Тем более это позволит не только активно реализовывать принудительные работы как вид наказания, но и значительно снизило бы нагрузку на федеральный бюджет с последующим увеличением доходов Российской Федерации.

3) Кроме того, очевидным преимуществом привлечения к работам граждан, которым назначены принудительные работы, является уменьшение за их счет количества проблемных мигрантов, нарушающих закон. Как следствие, уменьшается количество проблем, связанных с их выдворением за пределы РФ.

4) Считаем, что указанные предложения актуальны для системы исполнения наказаний, так как способствуют социализации осужденного и позволяют погашать исковые требования и расходы на его содержание. В свою очередь, что также снижает нагрузку на бюджет.

5) И главное, что мы выпускаем в общество обученных, квалифицированных лиц, а соответственно, снижаем уровень рецидива.

Проблемные вопросы применения принудительных работ

Предлагаем наше видение механизма пенитенциарного периода ресоциализации в рамках принудительных работ.

1. Наблюдался рост числа нарушений среди тех осужденных, которые не проходили предварительный отбор и вернулись в места лишения свободы. Так, за 2 года более 120 осужденным Исправительного центра № 1, которые попались за нахождение в алкогольном или наркотическом опьянении, за хулиганство и кражи, принудительные работы были вновь заменены лишением свободы. При этом, прошедшие через наш отбор осужденные практически не допускали нарушений и не имели вредных привычек.

2. Некоторые осужденные, прибывающие в Исправительный центр № 1, пройдя по прибытии медицинский осмотр, получали медицинские справки, согласно которым не имели возможности работать по причине инвалидности или наличия заболеваний. Как результат, осужденные к принудительным работам постоянно находятся на больничном, вынуждены длительное время проходить лечение и как результат не могут осуществлять работу.

3. Некоторые осужденные Исправительного центра № 1 рассматривали принудительные работы как возможность отдохнуть, сходить в отпуск. Осужденные в таком случае вместо отбывания наказания могли употребить спиртное и вновь вернуться в места лишения свободы. Результатом стал рост количества фактических «побегов» осужденных из Казанского исправительного центра.

В соответствии с действующим законодательством лица, уклоняющиеся и покинувшие исправительный центр, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 313 УК РФ, так как их действия нельзя квалифицировать как побег.

4. Из-за неправильного применения ст. 79 УК РФ человек подвергается фактически более длительному сроку отбывания наказания в виде принудительных работ (так называемое «обнуление» срока на УДО). Часть 3 данной статьи не содержит отдельных правил для исчисления срока неотбытого наказания в случае его замены более мягким. Важно отметить, что при выполнении требований ст. 80 УК РФ суд не назначает наказание, а выносит постановление о замене неотбытой части наказания более мягким, которое в свою очередь не подменяет приговор как таковой. Отсутствие надлежащего регулирования не позволяет сделать вывод о том, с какого момента нужно исчислять необходимый для УДО срок в такой ситуации. Более того, «обнуление» срока на УДО привело к утрате стимула у осужденных к отбыванию наказания в виде принудительных работ, а также снизило коэффициент полезного действия (качество работ, выполняемых осужденными).

5. Статья 60.7 УИК РФ и статья 56 НК РФ предусматривают предоставление льгот по уплате налогов для организаций, трудоустраивающих осужденных. Однако, какие именно льготы предоставляются организациям – не ясно.

Наши предложения для повышения эффективности применения наказания в виде принудительных работ

Во-первых, важно обязательное лечение алко- и наркозависимых осужденных до направления их в исправительные центры.

Во-вторых, мы видим перспективным направлением в ресоциализации – это предварительный отбор лиц, с учетом имеющихся заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде принудительных работ. Опыт, наработанный в Республике Татарстан возможно распространить в последствии на всей территории РФ.

В-третьих, необходимо проводить тематические конференции и обучающие «круглые столы» по вопросам повышения эффективности применения статьи 80 УК РФ с участием судебных органов, органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, ОНК и других заинтересованных участников в сфере ресоциализации.

В-четвертых, необходимо проведение активной работы в части внесения изменений в действующее законодательство.

Например, чтобы при рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ принудительными работами (в качестве характеризующего материала) отдавалось бы предпочтение тем лицам, которые трудоустроены в исправительном учреждении, нацелены работать, в случае удовлетворения судом их ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, у них отсутствует зависимость от психоактивных веществ, а также состояние здоровье, позволяющее отбывать принудительные работы.

В-пятых, мы считаем, что необходимо рассматривать самовольное оставление исправительного центра, места работы или места проживания осужденным к принудительным работам исключительно как побег. То есть при совершении «побега» лицу, отбывающему наказание в виде принудительных работ, применялось бы последствие не только в виде возврата в исправительную колонию, но и существовала реальная санкция в виде увеличения срока отбывания наказания.

В-шестых, важно, чтобы осужденные к принудительным работам отбывали наказание в своем субъекте (это поддерживает социально-полезные связи с родными и близкими, снижает нагрузку на транспортную доставку осужденного к месту отбывания наказания и т.п.). А зная, что за побег для осужденного будет предусмотрена определенная санкция, такой осужденный в период отпуска имел бы возможность жить с родными за пределами исправительного центра и региона, и, вернулся бы в исправительный центр после окончания отпуска.

В-седьмых, законодателю нужно четко разрешить вопрос «обнуления» сроков для УДО в российском законодательстве в случае замены наказания более мягким видом. Например, чтобы в случае замены уголовного наказания принудительными работами, осужденному срок для УДО не «обнулялся», а сохранялся при добросовестном отбывании наказания в течение 1 года. Именно за год принудительных работ возможно полностью изучить личность осужденного, реализовать на нем программу ресоциализации и подготовить к жизни в обществе. Кроме того, данное решение позволит постоянно обновлять контингент исправительных центров и сделает УДО как определенный стимул к отбыванию наказания в виде принудительных работ.

В-восьмых, чтобы данный вид наказания был интересен для работодателей, изъявивших желание трудоустроить осужденных к себе, важно внести изменения в статью 60.7 УИК РФ и статью 56 НК РФ, предусматривающих предоставление конкретных льгот по уплате налогов. В данном случае возможно пойти по аналогии закона и предоставлять коммерческим организациям, трудоустраивающим осужденных, такие же льготы, которые предоставлены организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы: по земельному налогу (пп.1 п.1 ст.395 НК РФ), по налогу на имущество организаций (п.1 ст.381 НК РФ), по НДС (пп.11 п.3 ст.149 НК РФ).

В-девятых, возможно осуществить выделение организаций, которые занимаются трудоустройством бывших осужденных и осужденных, находящихся в исправительных колониях, в отдельную категорию организаций, которым предоставляются льготы для снижения налоговой нагрузки, а именно: снизить ставку УСН с 6% до 1%. А также снизить ставки страховых взносов в следующем порядке: обязательное пенсионное страхование с 22% до 10%; обязательное медицинское страхование с 5,1% до 3%; по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2,9% до 2%.

Принятие вышеперечисленных мер поддержки данным категориям организаций позволит увеличить количество вакантных мест на рынке труда, улучшить общее социально-экономическое состояние региона и государства в целом.

Данные меры и дополнительные льготы в сфере ресоциализации, по нашему мнению, выгоднее содержания одного осужденного в исправительном учреждении. Государство в данном случае ничего не теряет, так как программа ресоциализации становится самоокупаемой.

В итоге данные меры позволят минимизировать безработицу и, соответственно, рецидив среди тех, кто ранее отбывал или отбывает наказание (по официальным данным МВД России каждое второе расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления).

Разработанная программа ресоциализации – это своеобразная замена существовавшей когда-то службе пробации, нацеленная на воспитание и исправление осужденных, а, следовательно, на профилактику преступности.

Постпенитенциарный период ресоциализации

Постпенитенциарный периодработы с осужденными начинается после освобождения лица из исправительного учреждения.

Программа ресоциализации и социальной адаптации АНО «ЦРА» в данном случае продолжается с использованием наших социальных проектов: «Приют человека», «Трудяги.РФ», «Взгляд в будущее», которые мы разработали на базе здания социально-ориентированных некоммерческих организаций, выделенного нам на безвозмездной основе Общественной палатой Республики Татарстан.

При помощи данных проектов мы смогли осуществить полноценную профилактику преступности, так как освободившийся осужденный занят полезным делом, не думает о том, как выжить в ритме новой жизни. И эти программы показали следующие результаты.

Нами за семь лет оказана безвозмездная помощь более 21 000 бывшим осужденным, в том числе:

  • бесплатно роздано более 150 000 порций еды;
  • передано более 30 000 комплектов одежды;
  • предоставленное временное жилье для более 1500 лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
  • оказана услуга бани более 2000 раз;
  • 1800 продуктовых наборов роздано бывшим осужденным и членам их семей;
  • предоставлены услуги парикмахера более 1000 раз;
  • более 2000 бывшим осужденным оказана бесплатная юридическая помощь;
  • более 1000 бывшим осужденным оказана бесплатная психологическая помощь;
  • более 1000 бывшим осужденным оказано содействие в трудоустройстве;
  • более 400 бывшим осужденным оказано содействие в восстановлении документов;
  • более 60 бывшим осужденным приобретены междугородние билеты, а также билеты в страны СНГ;
  • более 500 бывшим осужденным оказано содействие в избавлении от алкогольной зависимости;
  • проведено более 60 лекций по теме ресоциализации осужденных;
  • издано два журнала о результатах деятельности АНО «ЦРА» в количестве 10 000 экземпляров, подготовлен третий выпуск журнала;
  • опубликовано более 150 видео на официальном Youtube-канале АНО «ЦРА» (4800 подписчиков), постоянно ведем социальные сети (9800 подписчиков в Инстаграме и 2500 подписчиков в Вконтакте);
  • принято участие в 150 «круглых столах» по теме ресоциализации осужденных;
  • подписано более 100 соглашений о сотрудничестве в сфере ресоциализации и социальной адаптации, в том числе с Татарстанской митрополией РПЦ и ДУМ РТ.

Кроме того, в настоящее время нами арендуются 5 квартир, в каждой из которых проживают по 10 бывших осужденных, арендуется земельный участок, на котором расположены жилые бытовки на 60 койко-мест (в настоящее время в них проживают 40 человек).

Резюмируя вышеуказанное, мы видим в разработанной нами программе перспективы совместной работы АНО «ЦРА» в рамках государственно-частного партнерства, ведь данный проект полностью самоокупаемый. Как вариант, возможна апробация наработанного нами опыта в Республике Татарстан в полном объеме в том случае, если республика станет пилотной площадкой, где введут налоговые послабления для организаций, трудоустраивающих лиц из числа осужденных. Это позволит не только улучшить показатели ресоциализации в отдельно взятом регионе, но и распространить наш опыт республики на территории всей России в рамках практических занятий в форме тренингов, публичных лекций, семинаров, которые мы сможем провести для каждого заинтересованного в сфере ресоциализации.